Как РУССКИЙ ИНЖЕНЕР ЗАЛОЖИЛ ОСНОВУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США, ЕВРОПЕ И РОССИИ
История Дмитрия Советкина
ВСТУПЛЕНИЕ
Обычно мы рассказываем о бизнес-дизайне и бизнес-моделировании. Но в этот раз хотим поделиться историей одного человека. В России о нём знают несправедливо мало. Но он внёс огромный вклад в облик современного мира, развитие нашей страны и даже в методологию бизнес-дизайна.

Это история о том, как можно родиться в семье крепостного, но стать почётным членом Парижской академии наук. Как посвятить себя науке, но стать владельцем шикарного особняка и первого автомобиля в истории своего города. Как можно извлечь максимум выгоды из того, что ты остался круглым сиротой на улицах дореволюционной Москвы? И как после этого помочь совершиться самой великой индустриальной революции в истории человечества?

Всё это будет в истории Советкина. Заинтриговал? Тогда приступлю к рассказу!
Как всё начиналось?
Итак, представьте. Город Москва. Тогда ещё не столица, ведь на дворе 1838 год. В семье крепостного крестьянина рождается очередной ребёнок. Ему дают имя Дмитрий.

О родителях Советкина известно мало. Вероятно, отец нашего героя также был незаурядным человеком. Будучи крепостным крестьянином он смог освоить профессию портного, и заниматься этим делом в Москве. Для представителя бесправного сословия это невероятно высокое положение.

Однако жизнь Советкина в ранние годы была тяжёлой. Отец трудился целыми днями, но доходы семьи были скромными. Будущее ребёнка также не обещало больших достижений. На момент рождения Советкина до отмены крепостного права оставалось ещё 23 года.

Это значило, что мальчику был официально закрыт доступ к образованию. Сын крепостного имел право изучать разве что «реальные умения» — обработку дерева или металла, строительство и тому подобное. Вероятнее всего, ребёнок просто пошёл бы по стопам отца, переняв у него эстафету портняцкого дела.

Однако судьба распорядилась по-другому. В раннем возрасте Дмитрий остался круглым сиротой, что стало для него огромным ударом. Но именно это ужасное событие открывает для него путь к будущим свершениям.

Советкин попадает в Московский воспитательный дом для сирот, подкидышей и беспризорников. Сейчас мы назвали бы такое заведение «детдомом». Однако дореволюционный дом сирот был куда более суровым местом, чем его современные аналоги. Далеко не все дети доживали до окончания «казённого воспитания». Преуспеть в жизни после такого старта удавалось единицам.

Однако попадание в это заведение давало каждому воспитаннику 2 важных преимущества:
  • По указу Екатерины II все крепостные выпускники заведения получали освобождение от рабства сразу после выпуска.
  • В детдоме была налажена система начального образования.
Большинство воспитанников не интересовались образованием. Однако Советкин неожиданно для своих учителей проявил незаурядные способности и огромное рвение к учёбе.

После детдома он продолжил обучение в 3-й Московской гимназии. А по окончании оной поступил в Московское ремесленное училище (впоследствие на его основе будет создана Бауманка).

На текущем этапе мы познакомились с воодушевляющей, но довольно банальной историей человека, который вырвался из низшего социального класса за счёт стремления к знаниям.

Теперь пришла пора разобрать, почему же Дмитрий Советкин стал выдающимся героем своей эпохи, который, по моему мнению, достоин куда более широкого признания, чем он имеет в нашей стране сейчас.
Советкин и его «русский метод»
Советкин с отличием окончил училище и начал зарабатывать, занимаясь репетиторством. Параллельно он устроился в чертёжную мастерскую. Там он быстро поднимется по карьерной лестнице. Уже через пять лет Советкин возглавит её и получит звание учёного-мастера.

Ещё одним увлечением нашего героя стало изобретательство. Советкин проявил себя как талантливый инженер и остался в истории как создатель трёхконного привода молотильной машины и уникальной конструкции двухкорпусного плуга.
И вам и мне этот факт мало что говорит. Однако важность изобретений можно осознать по тому факту, что за них инженер получил золотую медаль и признание на национальном уровне. Это крайне поспособствовало его дальнейшей карьере.

Однако в мировой истории Советкин остался, прежде всего, как педагог-инноватор, создатель «русского метода» преподавания технических дисциплин.
Почему Советкин создал «русский метод»?
Как вы помните из предыдущих разделов, Советкин был многогранной личностью. С одной стороны, он занимался преподаванием. С другой — руководил производством. Он на практике столкнулся с одной из самых важных проблем своего времени — недостатком квалифицированных кадров.

В конце XIX века общество переживало бурную индустриализацию. Жизнь менялась невероятными темпами. Массово строились заводы и фабрики.

Однако прогресс тормозился тем, что квалифицированных людей на рынке труда практически не было. Российский промышленник мог ввести из-за рубежа станки и инструменты, однако работников, способных на них трудиться, в стране сильно не хватало.

Почему так получалось? Да потому, что технического образования практически не было.

В Российской империи действовали прекрасные университеты, которые давали фундаментальные знания. Обучиться философии, математике или литературе можно было на глубоко проработанных учебных программах.

А вот рабочие специальности преподавались совершенно бессистемно. Большинство рабочих и управленцев на фабриках были самоучками. Самый частый сценарий был такой: человек в детстве попадал на фабрику в качестве подмастерья, а потом просто наблюдал и повторял за более опытными товарищами.

Конечно, были и инженерные школы. Однако они были неэффективны. Специалистов пытались выращивать, штудируя учебники. А затем отправляли практиковаться на реальные предприятия. Там их, в основном, также ждали обязанности подмастерий, а сама практика была практически не связана с тем, что они изучали теоретически.

Советкин ясно видел, что этот подход приводит к провалу. И осознал, что техническому образованию нужна полная перезагрузка. Тогда совместно с коллегами по ИМТУ (Императорское Московское Техническое Училище — так к тому моменту называлась его альма-матер) он начал разработку принципиально нового метода преподавания технических наук. Эта работа растянулась на целых 20 лет.

В чём суть «Русского метода» преподавания? И почему он произвёл мировой фурор?
Советкин одним из первых в мире подошёл к обучению техническим процессам системно. Он предложил отделить учебные заведения от реальных заводов. Студентам для обучения предполагалось последовательно осваивать широкий спектр навыков, а не сразу браться за реальные заказы.

Он ввёл принцип, по которому обучение велось последовательно. От простых вещей к сложным. Студенты, обучавшиеся по «русскому методу» получали задания в виде чётких и структурированных упражнений, что позволяло не только овладеть навыками, но и глубже понять логику работы каждого инструмента и механизма.

Метод Советкина выращивал не просто «винтики» в индустриальной машине, а гибких специалистов, которые одновременно владеют набором практических навыков и имеют широкий кругозор и понимание общей картины. Советкин считал, что студенты должны понимать, как и почему они выполняют каждую операцию, а не просто механически повторять действия.

Как это было достигнуто:
  • Советкин первым начал строить учебные лаборатории. В них студенты могли отрабатывать на практике то, что прошли на теоретических занятиях. И лишь после тренировок в учебной среде их допускали до реального производства.
  • Советкин разбил процесс создания каждого промышленного изделия на отдельные простые этапы. Ранее студентам просто говорили «сегодня мы научимся, как делается стол». А вот ученики Советкина отдельно, но последовательно изучали каждый шаг, необходимый для его создания. Как подготовить дерево, как правильно выпилить отдельные элементы, как создать и установить крепления и так далее.
  • Советкин предложил использовать наглядные пособия для облегчения обучения. К примеру, он внедрил создание учебных моделей и образцов. При необходимости, они создавались в увеличенной форме, чтобы можно было разглядеть исполнение мелких деталей изделий.
  • Студентов обучали не только практическим навыкам, но также правильной организации работ, управлению персоналом, составлению смет и другим необходимым навыкам.
  • Каждый этап обучения заканчивался проверкой. Это позволяло следить за прогрессом учащихся и вносить корректировки в процесс обучения. Индивидуально учитывались достижения каждого отдельного студента, что позволяло внедрять в программу элементы индивидуального обучения.
  • В дипломе выпускника, который обучился по «Русскому методу» отдельно оценивались его конструкторские, строительные и организационные навыки.
Новый метод обучения оказался настолько эффективным, что произвёл настоящий фурор. Причём не только в России, но и за рубежом. Там о ней узнали благодаря презентациям на международных технических выставках.

Известна цитата декана политехнического факультета Вашингтонского университета Кальвина Мильтона Вудворда. Ознакомившись с системой Советкина, он резюмировал: наконец-то обучение ручному труду превратилось в науку.
Интересные факты, которые помогут понять значимость «Русского метода»
  • Изобретение нового метода обучения сделало Советкина настолько известным, что ему предложили должность директора Горного ремесленного училища имени И. С. Мальцева (ныне — Владимирский авиамеханический колледж)
  • Меценаты выделили серьёзное финансирование и дали карт-бланш на любые инновации. На эти деньги Советкин построил первую в городе электростанцию, которая обеспечила здание училища освещением.
  • В благодарность за заслуги перед производством владелец стекольных фабрик Нечаев-Мальцов подарил Советкину особняк в центре города Владимир.
  • Американский совет по образованию подарил Советкину автомобиль. Невероятная редкость по тем временам. Это была самая первая машина, которая выехала на дороги города Владимир. В каждую поездку за экипажем Советкина бежала целая процессия из детей, которые не могли отвести взгляда от невиданного чуда.
  • «Русский метод» получил высшие награды на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 году и Политехнической выставке в Вене в 1872. После чего начал активно внедряться во все технические институты страны.
  • Систему Советкина внедрили в Германии, в Королевской школе механических искусств. Затем во Франции — в Парижской консерватории искусств и ремёсел и Королевской школе механических искусств в Богемии
  • Но особенное влияние программа Советкина оказала на Соединённые штаты. В течение десятилетия «русский метод» внедрили на всей территории страны десятки учебных заведений. Среди них: Массачусетский, Пенсильванский и Вашингтонский университеты, инженерные школы в Филадельфии, Чикаго, Балтиморе, Бостоне и множестве других городов.
  • За свои заслуги Советкин был включён в Американский совет по образованию, стал почётным членом Парижской академии наук и получил десятки дипломов и наград по всему миру.
Итак, в предыдущих разделах мы узнали о жизни Советкина, его методе и мировом признании. Однако, на этом этапе, вы, скорее всего, ещё не осознаете, какое огромное влияние на современный мир оказал «Русский метод». Это нужно исправить!
Как метод Советкина повлиял на мир?
  • Повсеместное распространение качественного инженерного образования привело к невероятному скачку в развитии технического прогресса в начале XX века. Мир буквально перевернулся с ног на голову, в течение одного поколения люди начали жить в совершенно новой действительности.
  • Именно на методе Советкина базируется знаменитая советская инженерная школа. Та самая, без которой наша страна не смогла бы отправить первого человека в космос, усмирить атомную энергию и провести тотальную индустриализацию. Вероятнее всего, без вклада Советкина не было бы и программы «Аполлон» с высадкой человека на Луну, не случилось бы тысяч технических инноваций, которые облегчили нашу повседневную жизнь.
  • Заложенные Советкиным принципы до сих пор активно используются в образовательных системах по всему миру. В каждом качественном образовательном курсе используется этот подход: попытка разбить освоение любого навыка на этапы, сделать их последовательными и структурированными, отслеживание успехов, совмещение теории с практическими заданиями. Сейчас этот подход используют не только при обучении ручному труду. Так учатся программисты, маркетологи, менеджеры, дизайнеры, предприниматели и миллионы людей самых различных профессий. Уверен, что довелось попробовать такой подход к обучению и вам!
Советкина можно назвать примером выдающегося человека, который заложил фундамент, из которого проросло будущее. Его фигуру нельзя назвать широко известной. В России память о нём увековечена в виде двух небольших мемориальных табличек — одна в Москве, одна во Владимире. Потомки почти не вспоминают о его существовании, о его работе не пишутся книги, не снимаются телепередачи. Однако без вклада этого человека облик современного мира был бы совершенно иным.