Мы все знаем, что сегодня происходит цифровая трансформация, меняются способы ведения дел, активно развиваются платформы.
Стартапы-платформы продолжают привлекать миллиардные суммы финансирования во всех секторах экономики. С января 2020 года стоимость маркетплейсов (публичных компаний и частных "единорогов") выросла на 70% (50% для Nasdaq) и составила рекордные 5 триллионов долларов.
Традиционным компаниям становится все трудней конкурировать с платформами. Почему так получилось? Давайте посмотрим, каким был мир до платформ.
До того, как появились платформы, мир был устроен так: были поставщики сырья или технологий и производители товаров и услуг, которые имели прямую связь с потребителем (клиентом), который на рисунке в центре диаграммы

Оба, производители и поставщики, являются частью цепочки по созданию ценности.
На этой упрощенной диаграмме вы можете видеть, что существуют разные цепочки в разных отраслях. Это может быть транспортная сфера, здравоохранение, товары потребления, путешествия, финансы и так далее.
Вспомните как вы заказывали такси или покупали бытовую технику. Производители техники взаимодействовали с потребителем напрямую, сами продавали товары на своих площадках, одежду в своих магазинах и так далее.
С приходом платформ мир изменился. Теперь платформы имеют прямую связь с потребителем, особенно в среде B2C. Например, Wildberries, Ozon, Booking, Facebook, YouTube, AirBnB, Uber и так далее.

Итак, платформы находятся между производителем и потребителем и заместили этот прямой контакт. И это оказывает влияние на традиционные компании.
Что происходит в результате этого влияния?
- Производитель теряет доступ к клиенту, а также важным инсайтам о его поведении и потребностях;
- Клиенту удобней покупать на площадке, где больше выбор и есть различные фильтры;
- Снижается маржа производителя, так как он вынужден отдавать часть своей прибыли платформе;
- Меняется клиентский опыт и ожидания клиента, так как на платформе клиент может получить дополнительные услуги;
- Платформа становится медиатором в разрешении споров и конфликтных ситуаций, которые далеко не всегда решаются в пользу производителя.
Есть все основания полагать, что те платформенные тренды и тенденции, которые мы наблюдаем в сфере B2C также быстро придут в сферу B2B, а кто-то из экспертов полагает, что платформы вообще сотрут границу между этими двумя мирами.
Что в этой ситуации делать традиционным компаниям?
- Выйти за рамки понимания своей текущей деятельности.
- Создать центр компетенций по платформам внутри компании
- Создать платформенную стратегию на ближайшие 3-5 лет
- Создавать свои платформы, так как во многих отраслях еще есть возможность для того, чтобы стать лидером, дирижером рынка
- Использовать возможности других платформ
Мы проводим стратегические сессии на тему создания платформ, помогаем компаниям осознать суть происходящих изменений, чтобы запускать свои платформы до того, как это сделают конкуренты.