От идеи до модели →

Как платформы меняют ваш бизнес?

Мы все знаем, что сегодня происходит цифровая трансформация, меняются способы ведения дел, активно развиваются платформы.


Стартапы-платформы продолжают привлекать миллиардные суммы финансирования во всех секторах экономики. С января 2020 года стоимость маркетплейсов (публичных компаний и частных "единорогов") выросла на 70%  (50% для Nasdaq) и составила рекордные 5 триллионов долларов.

Традиционным компаниям становится все трудней конкурировать с платформами. Почему так получилось? Давайте посмотрим, каким был мир до платформ.

До того, как появились платформы, мир был устроен так: были поставщики сырья или технологий и производители товаров и услуг, которые имели прямую связь с потребителем (клиентом), который на рисунке в центре диаграммы


Оба, производители и поставщики, являются частью цепочки по созданию ценности.
На этой упрощенной диаграмме вы можете видеть, что существуют разные цепочки в разных отраслях. Это может быть транспортная сфера, здравоохранение, товары потребления, путешествия, финансы и так далее.

Вспомните как вы заказывали такси или покупали бытовую технику. Производители техники взаимодействовали с потребителем напрямую, сами продавали товары на своих площадках, одежду в своих магазинах и так далее.

С приходом платформ мир изменился. Теперь платформы имеют прямую связь с потребителем, особенно в среде B2C. Например, Wildberries, Ozon, Booking, Facebook, YouTube, AirBnB, Uber и так далее.

Итак, платформы находятся между производителем и потребителем и заместили этот прямой контакт. И это оказывает влияние на традиционные компании. 

Что происходит в результате этого влияния? 

  • Производитель теряет доступ к клиенту, а также важным инсайтам о его поведении и потребностях;
  • Клиенту удобней покупать на площадке, где больше выбор и есть различные фильтры;
  • Снижается маржа производителя, так как он вынужден отдавать часть своей прибыли платформе;
  • Меняется клиентский опыт и ожидания клиента, так как на платформе клиент может получить дополнительные услуги;
  • Платформа становится медиатором в разрешении споров и конфликтных ситуаций, которые далеко не всегда решаются в пользу производителя.

Есть все основания полагать, что те платформенные тренды и тенденции, которые мы наблюдаем в сфере B2C также быстро придут в сферу B2B, а кто-то из экспертов полагает, что платформы вообще сотрут границу между этими двумя мирами. 

Что в этой ситуации делать традиционным компаниям?

  1. Выйти за рамки понимания своей текущей деятельности.
  2. Создать центр компетенций по платформам внутри компании
  3. Создать платформенную стратегию на ближайшие 3-5 лет
  4. Создавать свои платформы, так как во многих отраслях еще есть возможность для того, чтобы стать лидером, дирижером рынка
  5. Использовать возможности других платформ

Мы проводим стратегические сессии на тему создания платформ, помогаем компаниям осознать суть происходящих изменений, чтобы запускать свои платформы до того, как это сделают конкуренты.

Статьи