ROCKETMIND
ОТ ИДЕИ ДО МОДЕЛИ ➝
ПРОДУКТЫ. СЕРВИСЫ. ПЛАТФОРМЫ. ЭКОСИСТЕМЫ
ваша роль
на каком вы этапе?
тип запроса
канал для связи
КАКОЙ ДОЛЖНА
БЫТЬ БИБЛИОТЕКА
БУДУЩЕГО?
Изучение международного опыта,
проблемные интервью и карты клиентского опыта для самой большой библиотеки мира
ИССЛЕДОВАНИЕ
Анализ рыночных, отраслевых, макроэкономических факторов и ключевых тенденций библиотечной индустрии
Беседы с существующими и потенциальными клиентами библиотеки на тему задач, потребностей и барьеров
    Изучение карт клиентского опыта на примере крупнейших библиотек мира: Нью-йорк, Милан, Москва
    СТРУКТУРА ПЕРВОГО ЭТАПА
    АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО КОНТЕКСТА
    ПРОБЛЕМНОЕ ИНТЕРВЬЮ
    КАРТЫ ОПЫТА ЧИТАТЕЛЕЙ
    15
    РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА В ЦИФРАХ
    10
    400
    4
    Сотрудников Библиотеки вовлечено в проект
    Экспертов Rocketmind и приглашенных экспертов
    Проблемных интервью за четыре недели
    Карты клиентского опыта на примере мировых библиотек
    Библиотеки активно меняются и подстраиваются под вызовы общества, мы стремимся улучшать наши услуги и сервис, чтобы становиться интереснее современному читателю.
    Однако любые перемены требуют глубокого понимания миссии и долгосрочной стратегии, четкого определения целей и задач читателей, партнеров, профессионального сообщества.
    Вместе с Rocketmind мы провели масштабное исследование мнения пользователей, что позволило нам выделить сегменты разных пользовательских групп и выявить и их задачи. В ближайшем будущем именно эти результаты станут основой для формирования нашей стратегии.
    Вадим Дуда, генеральный директор
    Российской государственной библиотеки
    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕК В МИРЕ
    Ускоряется технологический прогресс

    Цифровизация мировой экономики

    Развитие "экономики знаний" и информационного общества

    Сокращение финансовой поддержки сферы культуры со стороны государств

    Увеличение объема частных инвестиций в проекты, связанные с библиотеками (например, проект "Global Libraries")

    Стремление библиотек к активной модернизации внутренних процессов
    КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
    ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ
    Увеличение спроса на инновационные решения со стороны библиотек

    Библиовендинг, мобильные приложения, виртуальные читальные залы, чат-боты
    Рост популярности концепции
    "открытой библиотеки"


    Развитие систем самообслуживания, увеличение часов работы библиотек
    Внедрение инновационных платформ для управления данными

    Искусственный интеллект, визуализация данных
    Объединение библиотек в единые сети

    Система единых читательских билетов, их объединение с картами городов
    Расширение спектра услуг библиотек

    Концепция "культурной гостиной", "третьего места"
    IoT или "Интернет вещей"

    Оптимизация использования пространств, сохранение редких коллекций с помощью систем ителлектуального управления
    "Библиотеки будущего, будь это физические пространства или их цифровые ресурсы,
    это место, где можно будет собраться с мыслями, создать что-то новое, познакомиться
    с новыми людьми и поделиться опытом. Они должны быть децентрализованными, простыми, основанными на принципе комьюнити и ориентированными на творчество."


    Мигель Фигероа
    Директор "The Center for the Future of Libraries"
    СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
    Выступает в роли ментора, проводника в мир развития новых навыков и технологий
    Центр обучения, интеллектуальный центр
    Мультимедийный
    центр
    Предоставляет десятки возможностей: от доступа в Интернет и проведения выставок, до аренды спортивного снаряжения
    Культурная гостиная, социальный хаб, клуб общения
    Создает рабочие пространства и пространства для совместного творчества, где люди вместе изучают новое, работают над интересными проектами и обмениваются опытом
    Мейкерспейс или коворкинг
    Выступает в роли центра сохранения национальных языков, локальных культур, самобытности народов
    Центр сохранения культуры
    Пространство, в котором можно познакомиться с редкими книгами, рукописями, нотами и пластинками, изображениями
    Музей
    Сферические проекционные экраны, системы AR, голографические проекторы - для демонстрации интерактивных объемных карт Земли, 3D-моделей архитектурных сооружений
    Технологии виртуальной и дополненной реальности

    Например, программа The Vive Library (США) предоставляет посетителям библиотек доступ к списку из 35 бесплатных образовательных материалов в виртуальной реальности, охватывающих сферы географии, искусства и культуры, науки, истории, дизайна и здоровья.

    ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
    3D-технологии


    Библиотеки ставят своей целью помочь населению освоить навыки, полезные для жизни в цифровой экономике. Многие из них уже устанавливают у себя 3D-принтеры, чтобы в рамках тематических мастер-классов люди могли научиться ими пользоваться.
    Мобильные технологии

    Приложения позволяют обладателям библиотечных карт получить доступ к каталогу библиотеки, где бы они ни находились, а также находить книги, фильмы, музыку и многое другое с помощью функций поиска, разработанных специально для мобильных устройств.
    Робототехника

    В Сингапуре разработали специального робота-библиотекаря под названием AuRoSS. Он предназначен для работы в пустом зале. Перемещаясь по нему, он сканирует книги на полках, распознает пустые места и вычисляет перепутанные местами книги.
    Технологии искусственного интеллекта

    Стэнфордский университет реализует инициативу "Искусственный интеллект для библиотек", цель которой - изучить возможности использования технологий искусственного интеллекта в библиотеках. Помимо этого, технологии ИИ активно используются и при создании библиотечных чат-ботов.
    Библиовендинг

    Библиовендинг позволяет библиотекам расширить свое присутствие и увеличить пользовательский комфорт посредством использования специальных вендинговых аппаратов, которые выдают пользователям интересующий их материал в бумажном или электронном формате (зависит от выбора самой библиотеки).
    Цифровое повествование

    Предполагает использование мультимедийных инструментов (графики, аудио- или видео и проч.) для представления некой истории. Библиотеки работают с авторами и программистами, чтобы создать новые интерактивные истории, в которые читатель может погрузиться и попробовать контролировать поток повествования.
    Концепция «открытой библиотеки»

    «Открытая библиотека» ориентирована на продление часов работы библиотек за счет сочетания различных технологичных решений. Предполагает внедрение RFID-меток, сенсоров, камер и пр. Пользователи могут находиться в библиотеке даже когда библиотекаря нет рядом, ведь любые процессы – вход в библиотеку, выдача и сдача книг - осуществляются с помощью технологий.
    RFID-технологии

    RFID (англ. Radio Frequency Identification) – технология бесконтактного обмена данными посредством радиосигналов. Используется в десятках тысяч библиотек по всему миру, позволяя расширить практику самообслуживания, тщательнее вести учет книг и следить за порядком на книжных полках.
    Блокчейн

    Технология Блокчейн может быть использована для создания расширенной системы метаданных для библиотек, отслеживания прав собственности первой цифровой продажи, для связывания сетей библиотек и университетов или даже для поддержки программ по заимствованию и обмену навыками на уровне сообщества.
    Интернет вещей

    Решения в области IoT позволяют сотрудникам библиотек следить за соблюдением идеального температурного режима посредством компьютера, что обеспечивает максимальное удобство. Они также позволяют отслеживать безопасность ценных объектов, контролируя движение вблизи них.
    Беспилотные летательные аппараты

    Например, в норвежской библиотеке Biblo Toyen БПЛА с функцией RFID-считывателя сканирует книги (оснащенные, в свою очередь, RFID-метками), позволяя библиотекарям понимать, где именно находится та или иная книга и какие из них стоят не на своих местах.
    Семантические технологии

    Набор методов и инструментов, которые предоставляют расширенные средства для категоризации и обработки данных, а также для обнаружения взаимосвязей в различных наборах данных.
    Технологии визуализации данных

    Могут помочь как сотрудникам библиотек, так и пользователям ускорить процесс поиска тех или иных материалов и извлечь максимальную ценность из имеющихся данных.
    Свяжитесь с нами, чтобы узнать о том, как мы провели 400+ проблемных интервью вместе с сотрудниками библиотеки за полтора месяца