Отчет об интернет-трендах Мэри Микер и состояние платформенной экономики
«Отчет об Интернет-трендах 2019 года» Мэри Микер был выпущен в июне на конференции Recode Code Conference в Скоттсдейле, штат Аризона. 300-страничный отчет освещает самые важные тенденции в интернет-пространтстве и подчеркивает замедлившийся рост продаж в секторе электронной коммерции, увеличение расходов на интернет-рекламу, рост важности данных, а также рост бизнес-моделей с подпиской freemium, телемедицины, обмена фотографиями, интерактивных игр, экономики "по требованию" и т.д.

Что это значит для экономики платформ? Мы проанализировали 11 глав и сформулировали четыре основных вывода, касающихся монетизации и будущего платформенных экосистем.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
- Платформы продолжают расти - сейчас они занимают 40% в топ-20 самых дорогих компаний.
- Классические стратегии монетизации (например, доходы от рекламы) уходят на второй план - это ведет к усилению борьбы за внимание пользователей и новым стратегиям монетизации.
- Платформизация непрерывных цепочек создания ценности набирает обороты.
- Данные являются ключом к созданию или завоеванию больших экосистем. «Если кажется, что все мы черпаем ресурсы из источника данных, то это потому, что так и есть», - Мэри Микер.
Тренд 1: Платформы продолжают расти и доминировать
Рыночная капитализация платформенных компаний непрерывно растет.

Первое наблюдение является общей тенденцией и подчеркивает важность платформенных бизнес-моделей для корпораций. Мы сравнили график рыночной капитализации с 2012 года по 2019 год — процент компаний, использующих платформы, за семь лет почти удвоился. Более того, игроки платформенной экономики доминируют в топ-10, и это дает им огромное преимущество в получении доступа к дешевым деньгам, которые они могут использовать для дальнейшего роста.

В наших собственных проектах мы видим, что эта тенденция хорошо известна крупным корпорациями, и все большее количество корпораций переходит на гибридную стратегию - создание платформ внутри своего бизнес-портфеля в качестве нового двигателя роста.
Тренд 2: Платформы становятся «хабами внимания» для борьбы с растущими затратами и конкуренцией
Рост стоимости активации пользователей (CAC, costs of user activation) и рост конкуренции подпитывают борьбу за внимание.

На этот раз мы видим первые признаки насыщения в интернет-бизнесе. Рост количества пользователей замедляется, как и годовой рост выручки замедляется. Это приводит к тому, что платформы вынуждены активизироваться, чтобы позволить своим клиентам-рекламодателям достичь целевой аудитории лучшим и более конвертируемым способом.

В результате растут затраты на активацию пользователей (CAC), особенно в высококонкурентных секторах. С другой стороны, использование цифровых медиа ускоряется, и таким образом расширяется цифровой доступ к новых пользователям.

Для нас это четкий сигнал о том, что среди платформ наступил следующий уровень борьбы за внимание. Даже если время, проведенное в интернете, увеличивается, время в сутках в любом случае ограничено. Современные платформы тщательно анализируют, как пользователи тратят свое время, и будут продолжать преобразовывать точки доступа с наибольшим «временем, затрачиваемым в день», в хабы внимания.

Ключом к платформам будет не только «установка» хабов внимания, но и их интеграция в единый интерфейс для повышения эффекта привязки (высокая стоимость переключения) и предотвращения потребности обращаться к многим разрозненным сервисам.
В настоящее время мы видим, что доминирующие платформы (такие как Apple, Amazon, Google) очень хорошо позиционируют себя в качестве «домашнего хаба». Благодаря инвестициям в колонки, домашние устройства и игры они хорошо подготовлены для интеграции в умный дом.
Тренд 3: Всеохватывающая платформизация цепочки создания ценности
Платформы не просто выступают в роли дирижера - они интегрируют полную цепочку создания стоимости.

Далее в отчете Мэри Микер указывает на инновации, созданные за переделами США, и приводит несколько замечательных примеров, когда ориентированный на данные сектор быстро растет.

Как мы уже отмечали, происходит платформизация всей цепочки создания ценности. Платформы в качестве дирижеров напрямую соединяют все больше и больше частей цепочки создания ценности, чтобы устранить узкие места и недостатки. Пример PINDUODUO из Китая отлично иллюстрирует этот процесс. Они связывают конечных пользователей напрямую с производителями, чтобы улучшить кастомизацию или удешевить прямую доставку.

Эту тенденцию мы увидим в следующие 1-2 года во всех традиционных цепочках создания ценности. В качестве подготовки к интеграции дополнительных цепочек создания ценности в более широкие экосистемы.
Тренд 4: Данные становятся цифровым ключом для построения экосистем
Начиная со страницы 122, Мэри рассказывает, как совершенствовалась разработка продуктов за последние десятилетия: от опроса пользователей (1950 г.), исследования на фокус-группах (1980 г.), пользовательского тестирование и сбора данных о клиентах (1995 г.) — до сбора огромных массивов данных (сегодня).

Инструменты сбора данных помогают компаниям осуществлять в реальном времени а) сбор данных, б) управление связями и с) оптимизацию данных.

Прекрасными примерами являются SalesForce, где данные используются для улучшения взаимодействия с клиентами, и Adidas, где данные используются для совместного творчества с клиентами.

Эта тенденция отражена в цитате Дэвида Рейнселя, Джона Ганца, Джона Риднинга - IDC, «Оцифровка мира - от края до ядра», 11/18:

«Мир, управляемый данными, будет всегда включен, будет всегда отслеживать, всегда мониторить, всегда слушать и всегда наблюдать - потому что он всегда будет учиться».

В конце концов, рост количества собранных и проанализированных цифровых данных станет основой успеха платформ. Но важно преобразовать эти данные в высоко персонализированные продукты и услуги, которые можно получать по более низким ценам и предоставлять более эффективно.
300 страниц, 11 глав отчета об интернет-трендах всегда — отличный источник для изучения общей картины.
Он в очередной раз показывает, что сегодня платформы являются определяющими бизнес-моделями. Цепочки создания ценности становятся платформенными, и платформы позиционируют себя как хабы внимания, чтобы интегрировать все больше и больше областей нашей жизни в единый опыт. Сбор и преобразование данных становятся краеугольными камнями будущего.
Практикум
по созданию бизнес-моделей для продуктовых команд
Назначить встречу
Пожалуйста, введите данные