Урок 1.
Что такое бизнес-дизайн
и зачем он нужен
Что такое бизнес-дизайн?

Бизнес-дизайн — набор инструментов для создания бизнес-моделей и ценностных предложений, формирует навыки и культуру предпринимательства в организации.

Бизнес-дизайн поможет вам создавать продукты и услуги нового поколения, используя специальный инструментарий и знание технологических трендов. Кроме того, вы сократите время на коммуникацию и повысите качество продуктовых решений.

Бизнес-дизайн — системный подход, который позволяет проверить жизнеспособность идей с небольшим количеством ресурсов. Позволяет генерить идеи на пересечении инсайтов потребителей и стратегических целей бизнеса
Зачем нужен бизнес-дизайн?
На наших глазах формируется новая среда, новая экономика со своими правилами и законами. Добро пожаловать в информационную эру! И прощай, эра индустриальная. Мир меняется, и сегодня нужны новые инструменты и методы, чтобы создавать и управлять продуктами, услугами и бизнес-моделями.

На рынке появляются гиганты, которые используют информацию, как главный ресурс, строят платформы и экосистемы, делают что-то совершенно иначе, чем прежде.

Сегодня важно не то что вы делаете, а то как вы это делаете. От конкуренции товаров и услуг мир перешел к конкуренции бизнес-моделей.
Какие проблемы решает бизнес-дизайн?

  1. Команде не удается сформировать общее видение продукта, возникают конфликты между департаментами.

  2. Нет четких критериев принятия решений, разработкой движет мнение конкретного человека на высокой должности.

  3. Если к работе нужно подключить нового подрядчика или партнера, приходится долго и мучительно объяснять, чем же компания/команда занимается.

  4. В продукте есть много функциональности, которой никто не пользуется.

  5. Изменение каналов продаж, модели монетизации, выход на новую аудиторию происходит в режиме «пожаротушения» — в виде реакции на падение продаж.

  6. Компания говорит о своих клиентах в формулировках «студенты, 18-25 лет», а маркетинговые кампании не дают запланированных результатов.

Как работает бизнес-модель?
Бизнес-модель это и есть тот самый язык коммуникации в команде, точка сборки всех участников, ответ на вопрос, кому именно, в чем именно мы помогаем, зачем мы это делаем, что нам для этого нужно .

Бизнес-модель — это система по созданию ценности для других с выгодой для себя.

Просто запомните это короткое определение, оно работает в любом бизнесе.
Существует 2 базовых типа бизнес-моделей: линейная и платформа, а также 2 набора инструментов для работы с ними.


Слева вы видите канвас бизнес-модели, разработанный Александром Остервальдером, он прекрасно работает, когда бизнес-модель линейная, а товар имеет самостоятельную ценность. Справа — бизнес-модель платформы,где владелец помогает другим обмениваться ценностью, владеет инфраструктурой. В основе лежит все тот же принцип — создание ценности для других с выгодой для себя, но инструменты разные
Как устроен процесс бизнес-дизайна?
Прежде чем мы поговорим про инструменты, давайте свяжем стратегию, бизнес-дизайн, сервис-дизайн и дизайн-мышление, чтобы понимать, кто за что отвечает
Сначала идет цель и стратегия, потом определяем модель, в которой компания с наибольшей вероятностью с имеющимися ресурсами в заданное время дойдет до цели. Потом наступает этап реализации бизнес-модели, тестируем гипотезы, определяем, как будут выглядеть те или иные сервисы, как меняется клиентский опыт в результате тех или иных решений.


Инструменты бизнес-дизайна: линейная модель
Теперь, когда мы разобрались, что такое бизнес-модель, давайте кратко рассмотрим основные инструменты. Ниже на картинке мы рассмотрим методологию и набор инструментов, которые были созданы в «Стратеджайзер», а в поддержку были выпущены две прекрасные книги. Все инструменты связаны между собой, это крайне удобно на старте изучения и для наработки первых навыков.

Канвас контекста бизнес-модели помогает ответить на вопрос: какой должна быть бизнес-модель через призму влияющих на нее факторов, используется в бумажном и электронном виде.
Канвас бизнес-модели. Самый известный в мире инструмент, который помогает создавать ценность для других с выгодой для себя. Это канвас бизнес-модели, мы будем много работать с ним на курсе.
На курсе мы также подробно разберем инструмент по созданию ценностных предложений.
Карточки тестирования гипотез поможет перейти из режима хаотичных галлюцинаций в режим фабрики экспериментов
Инструменты бизнес-дизайна: платформенная модель

Также хочу немного рассказать про платформы, мы уделяем этому большое время на курсе, так как считаем, что эта тема крайне актуальна для нашей аудитории. Несколько тезисов на эту тему:

  • 15 из 13 успешных интернет-компаний — платформы.

  • Инвесторы больше доверяют платформам.

  • В Штатах больше платформ, чем где-либо еще в мире. Китай, с его огромным однородным рынком, растет быстро. С точки зрения платформ, Европа недалеко ушла от развивающихся стран.

Задайте себе вопрос: почему лидерам многих рынков стоит опасаться вот этих компаний?

Platform innovation Kit - набор инструментов, для создания бизнес-моделей платформ и экосистем помогает:
  • Исследовать возможности для создания платформ.

  • Думать над тем, куда развиваться.

  • Улучшить существующие показатели платформенного бизнеса.

Набор инструментов содержит канвасы для:
Одностраничный канвас платформенной бизнес-модели: своеобразная панель управления всеми ключевыми компонентами платформы. Подходит для платформ и более крупных экосистем.


Эти и другие инструменты значительно повысят осознанность команды и шансы на успех в этой непростой гонке за выживание
Практикум
по созданию бизнес-моделей для продуктовых команд
Назначить встречу
Пожалуйста, введите данные