Почему бизнес-дизайн — ключевой навык будущего?
Дэвид Шмидт | оригинал
Эпоха дизайн-мышления в чистом виде подошла к концу, хотя в течение последних нескольких лет мы и наблюдали рост популярности дизайн-мышления и аналогичных подходов (чаще всего упоминаются «дизайнерские спринты»). Подобные методы помогают предпринимателям и менеджерам создавать продукты и услуги, в большей степени ориентированные на пользователя. Они являются прекрасным инструментом для того, чтобы сделать продукт привлекательным для клиентов. Тем не менее, с помощью инструментов дизайн-мышления создать устойчивую бизнес-модель обычно не удается. Решить эту проблему помогает бизнес-дизайн.
Рис. 1 — Инновации происходят на пересечения бизнеса (жизнеспособность продукта), дизайна (привлекательность для пользователя) и технологий (техническая реализуемость)
БИЗНЕС-ИДЕЯ — ЭТО НЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Интерес к бизнес-дизайну растет. В последние годы был издан ряд книг, в которых особое внимание уделяется созданию и развитию бизнес-моделей. Эти книги стали популярны в мире стартапов и распространились за его пределы.
Рис. 2. Для проектирования бизнес-модели бизнес-дизайн использует особый набор навыков и информацию о текущем положении дел.
(Эта и последующие схемы основаны на дискуссиях между бизнес-дизайнерами нашей компании).
Бизнес-модель всегда была ключевой частью ведения бизнеса, но в последнее время бизнес-дизайн стал еще актуальнее. Развитие стартапов, быстро меняющиеся рыночные условия и новые технологические возможности делают проектирование инновационных бизнес-моделей и переосмысление традиционных всё более важной частью ведения бизнеса. Быстрое изменение контекста сокращает время жизнеспособности старых бизнес-моделей, а современные технологии позволяют внедрять и адаптировать бизнес-модели намного дешевле и быстрее, чем принято в традиционных циклах исследования и разработки.

Бизнес-дизайн не только дает инструменты и методы для проектирования и тестирования бизнес-моделей. В то же время он проводит черту между продуктами, в основе которых лишь маркетинговые трюки, и продуктами, в основе которых устойчивый и надежный бизнес.
Рис. 3. Инструменты и методы бизнес-дизайна можно расположить на двух координатных осях и получить матрицу 2x2 — оду из наших любимых диаграмм.
Уже появляются первые учебные заведения, предлагающие программы в области бизнес-дизайна (например, Международная степень магистра бизнес-дизайна в Университете Аалто в Хельсинки, специальность «Лидерство в цифровых коммуникациях» в Берлинском университете искусств), но в целом эта область все еще развивается и недостаточно формализована.
ЧЕТЫРЕ РАБОЧИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИЗНЕС-ДИЗАЙНА
Открытых вопросов еще очень много, поэтому я не буду давать четкого и однозначного определения, а представлю варианты, которые мы используем в повседневной работе Service Innovation Labs.

Бизнес-дизайн — это...

- применение дизайнерских методов и процессов в разработке и внедрении инновационных бизнес-моделей.
- создание ценности для других с выгодой для себя.
- превращение ценностного предложения в реальную бизнес-ценность.
- осмысление процесса создания ценности через анализ бизнес-отношений.
Рис. 4. Бизнес-дизайн реализует ценностное предложение продукта за счет системы производства, дистрибуции, потребительской выгоды и цены.
ПРОЦЕСС БИЗНЕС-ДИЗАЙНА
Бизнес-дизайн — это прежде всего новаторский системный подход. Он основан на четко сформулированных гипотезах, тестировании прототипов, итерациях и быстром обучении. Обычно мы проходим эти три шага:

- Понимание рынка, его участников, составляющих и сил; осмысление передового межотраслевого опыта и формулирование гипотез.
- Разработка прототипа бизнес-модели, его оценка и выявление наиболее рискованного допущения.
- Проверка модели, обучение на основе результатов и повторение итерации.

В своей повседневной работе мы тесно сотрудничаем с сервисными дизайнерами и разработчиками, чтобы глубоко интегрировать нашу бизнес-модель и ценностное предложение нашего продукта.
Рис. 5. Бизнес-дизайн (1) анализирует внешние и внутренние возможности, (2) итерирует циклы исследования, синтеза, доработки концепции и тестирования, (3) структурирует и организует процесс и прогресс работы.
Бизнес-дизайн помогает предпринимателям и менеджерам творчески осмыслить свою бизнес-модель и развивать ее дальше. Систематический подход позволяет проверить жизнеспособность новых идей в условиях ограниченных ресурсов. Методология бизнес-дизайна все еще развивается, но в будущем именно эта компетенция станет ключевым фактором успеха на ускоряющемся рынке.

СПИСОК КНИГ
Список книг, которые внесли свой вклад в развитие методологии бизнес-дизайна.

Александр Остервальдер «Построение бизнес-моделей». Алексей Остервальдер представил канвас бизнес-модели как простой способ создать и улучшить свою бизнес-модель.

Эрик Рис «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup». Эрик Рис внедрил в мир стартапов "научный подход" экспериментирования, тестирования и итераций.

Оливер Гассманн «Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов». В книге обсуждаются составляющие бизнес-модели и представлен (предположительно исчерпывающий) список, составленный в BMI Lab в Университете Санкт-Галлена.

В. Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана». Авторы описывают процесс создания продуктов и услуг в пространстве "голубого океана" без конкуренции.
Практикум
по созданию бизнес-моделей для продуктовых команд
Назначить встречу
Пожалуйста, введите данные